Поднятие колоколов на колокольню
Церемония поднятия колоколов на колокольню считалась праздником для прихожан и важным событием в истории храмов. Она описана во многих литературных и иных источниках. Познакомимся с одной из таких публикаций в журнале «Тверские епархиальные ведомости», озаглавленной: «Поднятие колокола в селе Юрьевском Старицкого уезда 12 марта 1895 г.». (Дается с небольшими сокращениями.)


«В 10 верстах от г. Старицы, вниз по течению Волги, на правом берегу находится с. Юрьевское. Село небогатое, состоит десятков из трех крайне незатейливых крестьянских изб. Приход при селе – около тысячи крестьян-землепашцев. Но в этом бедном и сравнительно немногочисленном приходе красуется такой великолепный храм, каких в селах Тверской епархии, кажется, нет, да и в городах-то найдется немного. Для полного благополучия храма недоставало большого колокола. На предложение своего священника – слить большой колокол - прихожане откликнулись полной готовностью. Положив с души по 3 р. 25 к., они собрали более 3 т. рублей и на эту сумму слили колокол в 200 с лишним пудов.


На Старицкую станцию Новоржевской железной дороги колокол прибыл 3 марта. Когда священник спросил, как везти колокол: на своих ли приходских тощих лошадях или нанять сильных ломовых лошадей, народ как один человек закричал: «Не дадим нашего благовестника везти лошадьми, на себе повезем!» Священник растрогался до глубины души проявлением такого усердия, благословил прихожан везти колокол на себе. И вот, сделав дроги, прихожане чрез 2 дня пошли за благовестником. Расстояние от села до станции 20 верст. Большого труда стоило снять колокол с платформы и поставить на дроги…Проселочная дорога ухаб на ухабе, останавливались на каждом шагу. Но вот пошла погода, сначала небольшая, а скоро и такая, что свету не видать! Но труженики «Божиего дела» ни на что не смотрят; им весело и тепло. Они везут своего благовестника.

колокола Воронеж колокола Воронеж колокола Воронеж

До Старицы 10 верст, и это расстояние везли целый день. На другой день нужно было провезти еще 10 верст; но толпа тружеников увеличилась, погода перестала и дорога стала лучше, повезли скорее. Вот осталось везти 3 версты до Юрьевского. Пишущий эти строки пошел посмотреть на колокол, а, главным образом, на тружеников…


Вот процессия приблизилась. Но что это такое? Как будто пение? Да, это пение, но пение не «Дубинушки», а «Спаси, Господи, люди Твое». Оказалось, что это труженики, чтобы укрепить и ободрить себя, всю дорогу пели священные песни…


Вот процессия поравнялась со мной. Усталости и утомления не заметил ни у кого: лица у всех бодрые и одушевленные…Вся огромная толпа дружно поет тропарь своего храмового праздника. У многих на глазах слезы. Каким прекрасным, религиозным, трудолюбивым показался мне этот народ!…Вот колокол поравнялся со мной: но его, собственно, не было видно от множества навешанных кусков холста, полотенцев и ситцев.


Вот и село. На околице его давно ожидала колокол огромная толпа старых и малых, которые не могли везти колокол. Когда колокол въезжал в село, вся эта толпа как один человек поклонилась до земли с воплем: «Кормилец наш, добро пожаловать!» Колокол привезли в ограду, и вся толпа по приглашению священника устремилась в храм, где с коленопреклонением благодарила Бога, исполнившего народное желание.

колокола Воронеж колокола Воронеж колокола Воронеж

9, 10 и 11 марта свирепствовала такая вьюга, что с трудом можно было выбраться из хаты…Поэтому мы священники, думали, что народу на поднятие колокола соберется немного и опасались, что колокол даже и поднят не будет. Но светлое утро 12 марта показало…наш простой народ знает, что поднятие колокола есть торжество редкое, настолько редкое, что многие во всю жизнь не были свидетелями сего торжества. Как было не идти в храм, когда там будут поднимать колокол, звуки которого так милы и дороги нашему народу с самых пеленок?


И вот когда мы пошли к утрене, то увидели в ограде около колокола огромную толпу народа. На литургии было такое множество народа, что в огромном храме, как говорят, негде было упасть яблоку… Настоятель в обычное время литургии произнес слово, в котором выяснил значение звона в различные моменты церковного богослужения.


После литургии пошли с крестным ходом «на благословение кампана». По окропление кампана святой водой, один из священников сказал слово: «Божию споспешиствующую милостью, своими трудами и усердием, вы, прихожане сего храма, соорудили благолепный, тяжеловесный и благозвучный благовестник…А звук колокола имеет для нас, православных, большое значение. Когда мы слышим звук благовестника, какое-то особое торжественное благоговейное чувство овладевает нами; у нас душа радуется и сердце веселится; шапка как-то невольно снимается с головы, и мы благоговейно осеняем себя крестным знаменем. Звук колокола означает глагол Божий, благовествующий нам радость и призывающий на молитву и славословие Божие. Они, эти святые звуки, хотя без слов, но весьма ясно как бы говорят нашему православному русскому народу: «Сегодня праздник; успокойся от своих тяжких трудов, осени себя крестным знаменем и спеши в Божий храм…там ты обретешь покой души своей, там ты найдешь мир и радость…» Теперь у вас, братия сего святого храма, благовестник…звуки его будут достигать до отдаленных уголков вашего прихода. Да пребудет же невредим ваш благовестник на многие и многие лета и да благовестит он ваш день ото дне спасение Бога нашего. Аминь».



Получив благословение от обоих священников, мастер крикнул: «С Богом!». Народ взялся за канаты: канаты натянулись, но колокол только колыхался, не поднимался. Оказалось, что один блок плохо действовал. Когда мастер исправил повреждение в блоке, колокол стал подниматься и через несколько минут был на колокольне.


Колокол по народному представлению – предмет одушевленный и обладающий желанием и волею. Захочет он пойти на колокольню – пойдет, не захочет – никакие силы его не смогут поднять. Колокол поднимается легко и идет на колокольню с большой охотой, если в числе поднимающих нет больших грешников… Такое поэтическое, хотя и детское представление о колоколе можно объяснить сильной религиозностью простого народа. Колокол он называет «Божьим делом». До позднего вечера народ не расходился от храма, с удовлетворением слушал действительно гармоничные звуки нового колокола».


Гибель колоколов

После октября 1917 года, с образованием советского государства, власти повели печально известную борьбу с религией. Одной из эффективных мер этой борьбы явился запрет колокольного звона, изъятие колоколов у храмов. Весной 1926 г. в губисполкомы были разосланы инструкции «О порядке пользования колокольнями». С этого времени колокольный звон стал возможным только с разрешения местных властей. Спустя несколько лет он был запрещен почти повсеместно.

Газеты 1920 – начала 1930-х годов пестрели заголовками: «Колокола на индустриализацию», «Увеличим металлический фонд страны», «Требуем изъятия колоколов», «Просим правительство быстрее разрешить вопрос об изъятии колоколов и передаче металла в фонд индустриализации»…


Колокола сбрасывались с колоколен храмов и отправлялись на переплавку. Только немногие из них уцелели. Одни попали в музеи, другие – в театры, третьи отданы на хозяйственные нужды (в качестве сигнальных в колхозы, пожарные команды и т. п.); единичные колокола были спрятаны верующими. Как происходило уничтожение колоколов, мы увидим на примере одной из крупнейших обителей страны – Троицкого Калязинского мужского монастыря.


Решением Президиума Калязинского уисполкома от 1 июня 1920 г. монастырь был закрыт. В том же году в части его помещений разместились экспозиции открывшегося краеведческого музея. Основателем музея, его директором на протяжении многих десятилетий стал И.Ф. Никольский (1898-1979 гг.). В связи со строительством Угличского гидроузла и угрозой последующего затопления прибрежной зоны, бывший монастырь в 1939 г. был разобран. С 2002 г. краеведческий музей г. Калязина носит имя И.Ф. Никольского, ему также присвоено (посмертно) звание «Почетный гражданин Калязинского района».


Механизм ликвидации колоколов осуществлялся по отработанной схеме. Перед отправкой колоколов на переплавку на металлургические заводы, местные власти обязаны были представить сведения о них в музейный отдел Наркомпроса, Главнауку. Если среди таковых встречались экземпляры, имеющие большую историческую ценность, их оставляли; остальные, которых было подавляющее большинство, подлежали переплавке.


В 1926 г. директор Калязинского музея И.Ф. Никольский, в исполнение полученного свыше предписания, отправил письмо со списком колоколов монастыря в Тверской музей, откуда оно было переправлено в Главнауку. В сообщении И.Ф. Никольского, в частности, отмечалось, что древних колоколов в монастыре не имелось. (Старые колокола вследствие повреждений были перелиты в 19 - начале 20 веков.) Эксперты из Главнауки, ознакомившись с документами, присланными из Калязина, дали санкцию на уничтожение колоколов. Вскоре после этого колокола Троицкого Калязинского монастыря были сброшены с колокольни и расколоты на куски. Самый большой колокол, весивший 1035 пудов, доставил разрушителям и самые большие хлопоты. Многочисленные попытки расколоть колокол оканчивались неудачей, пришлось прибегнуть к помощи динамита, что бы подорвать его.


И.Ф. Никольский ходатайствовал перед вышестоящим начальством о том, чтобы часть денежных средств, полученных от реализации колоколов, была выделена на работы по сохранению уникальных фресок монастыря. Эти фрески, по мнению крупнейшего ученого и искусствоведа в данной области И. Э. Грабаря, «по красивому ритму и густой звучной гамме красок превосходят фрески московского Успенского собора».


14 декабря 1926 г. представители тверского склада Рудметаллторга приняли от местных властей разбитые колокола монастыря (за исключением самого большого, который еще не полностью был расколот на куски) и предметы церковной утвари: бронзовые подсвечники, лампады, тарелки, чаши, решетки и т. п., предназначенные на переплавку.


В июне 1927 г. все, что осталось от колоколов монастыря, сотрудником Рудметаллторга Галаем было отправлено на завод в г.Ленинград. Акт о сдаче «цветного металла» был подписан представителем госфондовой комиссии Кашинского УФО Соколовым, о принятии - представителем Тверского отделения Рудметаллторга Галаем. Некоторые сведения о ликвидации колоколов можно получить из документов Тверского губисполкома за сентябрь 1925 г. Из них мы, в частности, узнаем о том, что Тверская губкомиссия по госфондам изъяла: у тверского Успенского Отроч монастыря – 4 колокола (общий вес 540 пудов); у губернского исправдома – 2 колокола (30 пудов 25 фунтов) - которые затем продала Госпромцвету по цене 3 рубля 25 копеек за пуд.


В другом документе Тверской губкомиссии по госфондам, направленном в адрес Тверского музея, содержится просьба о разрешении реализовать колокола бывшего Воскресенского женского монастыря (г.Торжок), Казанского женского монастыря (г.Вышний Волочек) и бывшего храма Владимирской иконы Божией Матери Московского Драгунского полка (г.Тверь).


Возрождение колоколов

В конце 1980 - начале 1990-х годов в России началось восстановление разоренных и строительство (пока очень робкое) новых храмов и монастырей. Истосковавшийся по живительному и всепобеждающему христианскому вероучению народ устремился в храмы. Все чаще и чаще в городах и селах стал раздаваться колокольный благовест, столь желанный каждой православной душе. Яркой тому иллюстрацией является возведение храма Христа Спасителя в Москве на месте прежнего, разрушенного в 1930-е годы, обретение Троице-Сергиевой лаврой вновь отлитых колоколов (взамен уничтоженных в 1930-е годы), в числе которых – 72-тонный «Царь-колокол», водруженный на колокольню лавры в апреле 2004 г.

Подобные изменения наблюдаются и на тверской земле. Назовем некоторые из них.

20 декабря 1992 г. в Ниловой Столобенской пустыни (монастыре на озере Селигер) архиепископ Тверской и Кашинский Виктор в сослужении духовенства освятил новые колокола обители (самый большой весит 40 пудов), отлитые в Москве, в мастерской фирмы «Радонеж». Это был дар монастырю от Тверского экскаваторного завода (директор П.Б. Панкратов). После 60-летнего молчания над обителью, островом Столбным, селигерскими водными просторами разнесся завораживающий колокольный звон.


25 сентября 1993 г. с колокольни Вознесенского собора г.Твери, после более чем полувекового перерыва, вновь зазвучал колокольный звон. Этот концерт устроил один из лучших звонарей России В.Петровский из Архангельска.


На этом празднике по случаю возрождения колокольного звона в центре Твери присутствовали архиепископ Тверской и Кашинский Виктор, местное духовенство, множество граждан города.


Ныне звонарями собора являются его алтарники Александр Кузенков и Виктор Калиненко.

3 августа 1999 г. на колокольне Смоленского храма села Ильинского Кимрского района появился колокол весом в 135 килограммов, отлитый на фирме «ВНИИметмаш». На нем надпись: «Отлит сей колокол для храма иконы Смоленской Божией Матери села Ильинского в лето 1999 от Р.Х.». Большая часть средств на его изготовление поступила от выходца из здешних мест Ю.С. Осипова. На тулове колокола изображения Георгия Победоносца, Иисуса Христа, Пресвятой Богоматери и Николая Чудотворца.


7 июля 2000 года, в праздник Рождества Честнаго Славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, при тверском храме Рождества Иоанна Предтечи состоялось открытие колокольни. Колокола для храма были отлиты при содействии депутата Государственной Думы РФ В.Опекунова. Весной 2003 г. на колокольне храма села Покровского Фировского района появился новый колокол весом в 268 кг.


18 ноября 2003 г. в Троицком храме села Уницы Кашинского района состоялся праздник по случаю освящения пяти новых колоколов. До позднего вечера над селом не смолкал колокольный звон.


Летом 2004 г. в Твери, в День города, в Воскресенском храме (в Заволжье), именуемом в народе храмом 3-х исповедников, были освящены 6 колоколов. На самом большом из них, весом в 220 килограммов, имеется надпись: «Сии звоны отлиты в 2004 г. от Рождества Христова на пожертвование фонда Михаила Круга». На колокольню они будут подняты после окончания восстановления последней. Все колокола были отлиты в г.Воронеже.


11 колоколов (самый большой из них весит 418 кг) появились на колокольне Николо-Теребенского монастыря Максатихинского района. Все они отлиты в столице братской Беларуси г. Минске в мастерской «Отличное литье».


Осенью 2004 г. на колокольне Богоявленского собора г.Вышнего Волочка появился новый колокол, отлитый в г.Воронеже на средства местных предпринимателей и горожан.


Появились новые колокола на колокольнях храмов: Воскресенского, что в Понизовье, Иерусалимской иконы Божией Матери в пос. Белый Городок Кимрского района; Введенской церкви г.Калязина, Ильинской церкви с.Селихова Конаковского района, Никольского храма села Ушаковские Горки Старицкого района и другие. Уделим особое внимание трем вновь отлитым, самым большим колоколам тверской земли.


8 декабря 2002 г. в Никольском храме села Каюрово Кимрского района состоялось торжество по случаю обретения храмом нового колокола. Настоятель храма священник Павел Павивкин совершил чин освящения колокола, после чего тот был при помощи крана поднят на 2-й ярус колокольни. Колокол этот весом в 100 пудов (1600 кг), отлит в г.Тутаеве Ярославской области (в надписи на колоколе указано историческое название города - Романов-Борисоглебск). В верхней части тулова колокола отлиты изображения херувимов, в центре - Николай Чудотворец, Серафим Саровский, Сергий Радонежский и св. мученик Виктор. На колоколе вверху тулова имеется надпись: «Отлит сей колокол в лето 2000 от Р.Х. к церкви святителя и чудотворца Николая, что в селе Каюрово при святейшем Алексии патриархе Московском». В нижней части колокола имеется надпись: «…и всея Руси при преосвященнейшем Викторе архиепископе Тверском и Кашинском при благочинном иерее Евгении тщанием рабов Божиих Виктора и Виктории Семеновых и чад их Антонии и Натальи. Лит колокол в г.Романове-Борисоглебске на заводе братьев Шуваловых».


22 декабря, в день храмового праздника святителя Николая Мирликийского, с колокольни Никольского храма села Каюрова прозвучал колокольный концерт в исполнении главного звонаря храма Христа Спасителя в Москве, председателя Российского общества звонарей Игоря Коновалова. Кимрский поэт Сергей Лизин посвятил этому событию стихотворение, опубликованное в районной газете «Кимрский вестник».


Всего с колокольни Никольского храма звонят пять колоколов. Второй по величине колокол, весом в 60 пудов, также отлитый на заводе братьев Шуваловых, на средства столичных предпринимателей семейства Селезневых был поднят на колокольне несколько раньше, в мае 2002 г.


28 августа 2004 года, в праздник Успения Божией Матери, на колокольне Успенского монастыря г. Старицы были подняты 12 новых колоколов. В этот день при большом стечении народа один из лучших звонарей страны, Владимир Петровский, специально приглашенный из Архангельска, совершил звоны: «Благовест», «Встречный», «Будничный», «Погребальный», «Водосвятный», «Праздничный». Каждому новому звону предшествовал устный рассказ наместника монастыря игумена Гермогена о его назначении. На торжество по случаю поднятия колоколов в Старицу прибыло ряд известных в стране персон – член Российского правительства В.Б. Христенко, крупный московский финансист А.А. Заикин, губернатор Тверской области Д.В. Зеленин.


Колокола были отлиты в г. Каменск-Уральском. Общий их вес составляет 4,5 тонны. Большой колокол весит 2,5 тонны. Отливку 11 колоколов финансировал А.А. Заикин, двенадцатый колокол – личный вклад настоятеля монастыря игумена Гермогена.


Как это не покажется странным, но самый большой на тверской земле колокол находится не в губернской столице - Твери, и даже не в городах - районных центрах, а в… селе Завидове Конаковского района, что на границе с Московской областью на шоссе Москва – Санкт Петербург. И это отнюдь не случайно. В селе Завидове находится храмовый комплекс, состоящий их великолепных древних каменных церквей: Успенской и Троицкой, самой высокой в Тверской епархии колокольне. Здесь же расположены: котельная, музей, дом для причта, церковная школа, благоустроенная парковая зона с прудом. Возле храмов – кладбище, со старинными надгробными памятниками. Здесь покоится прах митрополита Алексия бывшего Тверского владыки.


В храмах села Завидова служили вплоть до своей мученической кончины священники Григорий (Раевский) и Николай (Дмитров), в 1937 г. расстрелянные за веру Христову. Ныне они приписаны к лику святых священномучеников.


Настоятелем храмового комплекса уже много лет является митрофорный протоиерей, благочинный Конаковского округа Тверской епархии Валерий Ильин. Летом 2002 г. был учрежден общественный фонд «Возрождение храмового комплекса в селе Завидове». Деятельность фонда находилась под духовным руководством Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В попечительский Совет фонда вошли известные в стране люди Н.И. Рыжков (бывший глава правительства страны), В.И. Бабичев, Е.М. Примаков, Г.Н. Селезнев и другие. 27 июня 2002 г. утвержден Совет фонда в составе: В.Д. Ильина – председатель, Н.И. Габовой – секретаря, членов Совета В.Н. Мурга, Е.В. Дубяго.


На прошедшем собрании был принят устав фонда и обращение Совета фонда ко всем организациям, предприятиям, частным лицам с призывом помочь в восстановлении храмового комплекса. И призыв этот был услышан. На полученные средства к 20 июня 2003 года был восстановлен храм святой Троицы, в небо взметнулась вновь построенная 5-ярусная колокольня – самая высокая в Тверской области (прежняя еще раньше была разрушена), произведены многие другие работы.


10 мая 2003 г. на третий ярус колокольни (еще не совсем достроенной) были подняты пять колоколов, которые освятил архиепископ Тверской и Кашинский Виктор. Вскоре к этим прибавилось еще семь. Большой (праздничный) колокол весит 5 тонн. На верхней части тулова отлиты иконы-барельефы: Воскресения Христова, Покрова Богородицы, Тихвинской Божией Матери, Знамения Божией Матери. Несколько ниже находятся изображения апостолов Петра и Павла, святых митрополитов и патриархов Московских: Петра, Алексия, Филиппа и Тихона.


Надпись на колоколе гласит: «Отлит сей кампан в лето от сотворения мира 7511 от Рождества по плоти Бога 2003 года во время первосвятителя Патриарха Московского и всея Руси Алексия II ко храму Успения Божией Матери села Завидова по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора, в настоятельство протоиерея Валерия Ильина усердием и трудами Николая Ивановича и Людмилы Сергеевны Рыжковых, Михаила Валентиновича и Михаила Ваниных, Екатерины и Татьяны Ильиных, Василия Васильевича и Николая Анисимовых отлит в граде Романове – Борисоглебске на заводе братьев Шуваловых».

На втором по величине колоколе, весом в 2860 килограмм, отлиты изображения Христа Спасителя, святителя Николая Мирликийского, св. князя Александра Невского и Тихвинской иконы Божией Матери. Надпись на верхней части колокола гласит: «Благовествуй, земле, радость велию; хвалите небеса Божию славу». В нижней его части написано: «Сей колокол отлит в лето 2003 года ко храму Успения Божией Матери села Завидово по благословению архиепископа Тверского и Кашинского в настоятельство протоиерея Валерия Ильина, тщанием и радением Бориса Михайловича и Марии Николаевны, Николая, Людмилы Гутиных; Виктора Алексеевича, Ольги Александровны, Евгения и Полины Крутских; Александра Леонидовича, Ирины Владимировны, Марии и Романа Волковых; Владимира Ивановича, Павла, Дмитрия и Анны Бабичевых; Алексея Евгеньевича, Галины Викторовны и Максима Поповых».


Третий по величине колокол весит 1640 кг, четвертый – 820 кг, а самый маленький всего 8 кг. Общий вес всех двенадцати колоколов составляет 11 тонн 210 кг. На этом закончим наше исследование. В новейшее время Российской истории зримо наблюдается возрождение православия: на тверской земле встают из руин разоренные некогда храмы, продолжается возведение новых, одновременно они обретают и колокола.



малая звонница











Легенды о колоколах
колокола Воронеж
О великолепии колокольного звона
колокола Воронеж
Использование колоколов на морозе


литье колоколов:
+7 (473) 200-70-26
г. Воронеж, ул. Промышленная, 4


Разработка сайта