Колокола являются частью нашего культурного наследия. Возникновение колоколов уходит в глубокую древность. В Египте их использовали при священнодействиях во время праздников в честь богов Исиды и Осириса, у афинян при храмах Прозерпины колоколами призывали народ к богослужению. При раскопках дворца ассирийских владык в Ниневии был обнаружен колокольчик времен правления царя Салманасара III (IX век до н.э.) с изображением злых духов. В Китае и Японии колокола также известны с глубокой древности.
После возникновения мировых религий применение колоколов становится неотъемлемой частью церковного ритуала. Впервые колокола при церквах в Западной Европе появились в конце VI века. В VII веке Папа Сабиниан официально ввел колокольный звон в обряд богослужения.
В средние века колокола использовали не только церковь, но и светские власти.
Первые отлитые колокола появились в области Кампания (Италия), отчего получили название «Кампан»; оно как устно, так и письменно употреблялось вплоть до 20 века в ряде стран, включая и Россию.
Византия заимствовала колокола из Западной Европы во второй половине IX века.
Венецианский дож Орсо I послал византийскому императору Василию Македонянину 12 колоколов для церкви святой Софии.
В России о колоколах впервые сказано в летописи 988 года. В начале XI века колокола появились в храмах св. Софии в Новгороде, Десятинной и Ирининской церквах в Киеве. В 1824 г. в развалинах Десятинной церкви в Киеве были найдены два древних колокола. Один из них хорошо сохранился. Высота его равнялась 12 вершкам, вес 20 пудам 10 фунтам. Считается, что это самый древний на Руси колокол.
В Россию (Русь) колокола пришли из Западной Европы. Существует мнение, что самые первые колокола у нас в стране были клепаные или их роль выполняли металлические била и доски.
В середине XIII века в Киеве были отлиты первые отечественные колокола. Первоначально их отливали вблизи той церкви, для которой они и предназначались, «странствующие» (т.е. приглашенные) мастера. Такая практика продолжалась даже после возникновения колокололитейных заводов вплоть до середины XIV века.
Обычно колокола отливались из сплава, состоящего из 78% меди и 22% олова. Встречались (очень редко) колокола, изготовленные из чугуна, стекла, глины, дерева и серебра. В Китае известен чугунный колокол, отлитый в начале XV века; в Упсале (Швеция) был изготовлен колокол из стекла; в Германии (Брауншвейг) из дерева.
Самый большой и тяжелый в мире колокол был отлит в России. Это легендарный Царь - колокол, находящийся как исторический памятник на территории Московского Кремля. Он был отлит в 1733 г. мастерами И.Ф. и М.И. Моториными. Вес колокола составляет 12327 пудов (201 тонн 924 кг).
Из других колоколов – рекордсменов назовем колокола московского Успенского собора и Троице - Сергиевой лавры весом более 4 тыс. пудов каждый; колокол весом более 4 тыс. пудов в г. Киото (Япония); колокол весом 3400 пудов в г. Пекине (Китай).
Колокольный звон мог поведать о многом. Набатный предупреждал жителей о приближении врага, о пожаре и других тревожных, а также особо значимых событиях. Вечевые колокола Великого Новгорода и некоторых других городов древней Руси созывали горожан на площадь для решения безотлагательных вопросов. Маячные колокола предупреждали об опасности судоводителей; часовые колокола использовались в часовых механизмах для озвучивания времени.
Среди российских колоколов можно встретить немало таких, судьба которых интересна, познавательна и необычна. Познакомимся с некоторыми из них.
Угличский ссыльный (опальный) колокол
15 мая 1591 г. в г. Угличе раздался тревожный набатный звон колокола, извещавший о гибели царевича Дмитрия, малолетнего сына царя Ивана Грозного. Сбежавшиеся отовсюду жители города растерзали предполагаемых убийц наследника престола. Царь Борис Годунов жестоко расправился с участниками самосуда. Подвергся наказанию и колокол, оповестивший своим звоном горожан о гибели царевича. Колокол сбросили с колокольни, у него вырвали язык, обрубили ухо, наказали 12 ударами плетей и отправили в сибирскую ссылку в г.Тобольск. 29 мая 1677 г. во время пожара колокол расплавился.
В 18 веке, в память о прежнем колоколе, был отлит другой – такого же веса, но несколько отличавшийся от оригинала своей формой. Митрополит Сибирский и Тобольский Павел Конюскевич приказал вырезать на колоколе надпись: «Сей колокол, в который били в набат при убиении благоверного царевича Димитрия в 1593 году, прислан из города Углича в Сибирь в ссылку в град Тобольск к церкви Всемилостивейшего Спаса, что на Торгу, а потом на Софийской колокольне был часобитной, весу в нем 19 пуд. 20 ф.».
Жители г. Углича не забыли о своем колоколе. Они неоднократно обращались к властям с просьбой вернуть им его. Наконец, 20 мая 1892 года, спустя 300 лет, долгожданный колокол был возвращен в Углич. Встречать его на пристани собрались тысячи горожан.
Горячую радость угличан по случаю возвращения колокола не могли остудить даже не совсем приятные для них публикации. В книге «Волга и волгари» в частности сообщалось: «И вдруг оказалось, что эта прекрасная эпопея была проделана ради призрака, или, проще говоря, вышло много шуму из ничего. Колокол оказался не настоящим ссыльным, а совсем другой, имеющий с ним общего только один вес – 19 пудов…»
В журнале «Исторический вестник» за 1892 год, в №11, в статье «Торжество по недоразумению» С.А. Андрианов пишет: «Как ни жаль, а приходится разрушать иллюзию угличан. Они сделались жертвами крайне печального недоразумения».
Ныне колокол находится в краеведческом музее города.
Царский колокол из серебра
17 октября 1888 г. императорский поезд следовал из Крыма в столицу. Близ станции Борок Харьковской губернии состав сошел с рельсов. Вагоны разбросало вдоль железнодорожного полотна. Имелись убитые и раненые. К счастью, ни сам император Александр III, ни члены его семьи не пострадали (не считая нервного стресса), хотя вагон, в котором они путешествовали, был полуразрушен. Спасение царской семьи от, казалось бы, неминуемой гибели в народе было воспринято как чудо. Это событие, всколыхнувшее всю страну, выразилось в массовом проявлении верноподданнейших чувств к монарху. В память о чудесном спасении царской семьи появлялись новые храмы, часовни, образа и даже колокола.
Не миновала эта волна и Тверскую губернию. Так, недалеко от Кимр, в сельце Маклакове Калязинского уезда (ныне Талдомский район Московской области), в память о случившемся с царской семьей на средства местного купца И.Д. Бачурина был построен Александровский женский монастырь (ныне действующий). В с.Кузнецове Корчевского уезда (ныне г.Конаково Тверской области) в 1891 г. появился Александровский храм (ныне не существует). В окрестностях Кимр, в с.Филиппове был построен Сергиевский храм. На средства прихожан с. Горицы Корчевского уезда (ныне Кимрский район) для местного храма был отлит колокол весом в 300 пудов. Этот список можно продолжать и продолжать.
Духовенство и прихожане Харьковской епархии отметили память о чудесном спасении царской семьи отливкой колокола из чистого серебра. Денежные средства на колокол были собраны духовенством и населением. Колокол весом 17 пудов 35 фунтов был отлит в Харькове на колокололитейном заводе П.П. Рыжова. 14 октября 1890 г. он был поднят на колокольню Успенского собора г. Харькова. На колоколе была отлита надпись: «Сей серебряный колокол сооружен в 1889 году усердием духовенства Харьковской епархии в память чудесного спасения 17 октября 1888 года от смертельной опасности, при крушении близ города Харькова железнодорожного поезда Государя Императора Александра III, Государыни Императрицы Марии Федоровны и Августейших детей их Наследника Цесаревича Николая Александровича, великих князей – Георгия и Михаила Александровича и Великих Княжен Ксении и Ольги Александровны».
С тех пор каждый день, в 13 часов, колокольный звон напоминал о времени крушения императорского поезда и чудесном спасении царской семьи 17 октября 1888 г.
После октября 1917 г. следы колокола утрачены.
Соловецкий «Благовестник»
Колокол с таким названием был отлит в память о героических защитниках Соловецкого монастыря во время нападения на него двух английских 60-пушечных фрегатов 6-7 июля 1854 г. (шла Крымская война 1853-56 гг.). Несмотря на жестокую бомбардировку из 120 корабельных орудий, выпустивших около двух тысяч снарядов (ядер), англичанам не удалось захватить монастырь. В результате им пришлось удалиться, как говорится «не солоно хлебавши». Самым удивительным являлся не тот факт, что неприятелю не удалось захватить слабо защищенную обитель, а то, что среди защитников ее не оказалось ни одной жертвы! Ко всему прочему, один из снарядов, упавший возле иконы Божией Матери, даже не разорвался.
Людская молва тут же наделила свершившееся чудо промыслом Божиим. И, как водилось на Руси в подобных случаях, свершившееся решено было увековечить. По инициативе императора Александра II, в память об этом событии, в 1860 г. в Ярославле, на заводе С.Д. Чарышникова был отлит колокол весом в 75 пудов, получивший название «Благовестник». На колоколе имелись пространная надпись с описанием сражения 1854 г., а также изображение двух английских фрегатов – «Бриска» и «Миранды» - в момент обстрела обители. В нижней части колокола была отлита надпись из 67 псалма: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящие Его».
Колокол в память об Отечественной войне 1812 г.
На четырех колокольнях-куполах храма Христа Спасителя в Москве имелось 16 колоколов общим весом 4008 пудов 39 фунтов. Большой колокол весом в 1654 пуда имел на поверхности следующие изображения: вверху – Спасителя, Божией Матери, Иоанна Предтечи; внизу, в медальонах - императоров Александра I, Николая I и Александра II. На верхней тесьме колокола имелась надпись: «Благовествуй земле радость велию, хвалите небеса Божию славу. Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе». В нижней части его читаем: «В лето от сотворения мира 7385-е, а от воплощения Бога Слова 1877-е, повелением Благочестивейшего Самодержавнейшего, Великого Государя императора Александра Николаевича, всея России, вылит сей колокол для храма во имя Христа Спасителя в Москве, в возблагодарение за явленныя свыше благость и милость Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, при нашествии на Россию галлов и с ними двадесяти языков в 1812 году и на вечную память в Бозе почивших Благочестивейших императорах Александре I и Николае I. Отлит сей колокол в Москве по подряду потомственного почетного гражданина В.Н. Короткова. Лил мастер Ксенофонт Веревкин. Весу в колоколе 1654 п. 20 ф.; в языке весу 54 п. 28 ф.».
Колокола отлитые из…
А из чего мы узнаем немного позже.
На колокольне Исаакиевского собора Санкт-Петербурга насчитывалось 11 колоколов общим весом в 4349 пудов. Отлиты они были в столице мастером из г.Валдая И.М. Стуколкиным. На самом большом из них, весом 1860 пудов, имелась надпись из псалма: «Воспойте Господеви песнь нову, хваление Его в церкви преподобных; да возвеселится Израиль о сотворщем Его и сынове Сиони возрадуются о Царе своем».
Второй по величине колокол, воскресный, весом 976 п. имел надпись: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их. От края небесе исход его и сретение его до края небесе».
Надпись на колоколе весом в 663 пуда гласила: «Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие, их же взирающе на скончание жительства, подражайте вере их».
Четвертый колокол весом в 320 пудов имел надпись: «Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утверждении силы Его, хвалите Его на силах Его, хвалите Его по множеству величествия Его».
На пятом колоколе весом в 206 п. было начертано: «Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе; да поет же имени Твоему Вышний».
На шестом колоколе читаем: «Радуйтеся Богу, помощнику нашему, воскликните Богу Иаковлю. Приимите псалом и дадите тимпан».
Седьмой колокол весом в 55 п. имел следующую надпись: «Воспойте господеви песнь нову; хваление Его в церкви преподобных».
Восьмой колокол весом в 23 п. был с надписью: «Благовестите день от дне спасение Бога нашего. Возвестите во языцех славу Его».
На девятом колоколе было начертано: «Хвалите Его в кимвалех доброгласных; хвалите Его в кимвалех восклицания».
Десятый колокол весом в 6 п. был с надписью: «Пойте господеви в гуслех, вострубите пред Царем Господем».
Надпись на двухпудовом одиннадцатом колоколе гласила: «Воскликните Богови вся земля, воспойте и радуйтеся и пойте».
Все колокола были отлиты из старых сибирских пятикопеечных монет, которых по повелению императрицы Екатерины II было отпущено до 4000 пудов. Сами пятаки были отчеканены из меди, содержащей незначительные примеси серебра и даже золота.
Звонили в колокола 12 звонарей. Звон колоколов Исаакиевского собора покрывал звон всех колоколов городских церквей и был далеко слышан за пределами столицы.