Колокольные звоны – важная составляющая храмового богослужения. Он являет собой праздничное торжество и душевную радость христиан.
Колокольные звоны употребляются для призыва верующих к богослужению, во время самого богослужения. При храмах обычно бывает несколько колоколов различной величины, которые носят разные названия согласно их употреблению.
Помещают колокола в особом здании – колокольне, как правило, более высоком, чем сам храм (для того, чтобы издаваемый ими звон был слышен как можно дальше), нередко на крыше церкви, в башне одного или нескольких куполов, в особых небольших зданиях – звонницах, а также иногда в самом храме с западной стороны.
В зависимости от вида богослужения, праздничных и других дней колокольный звон имеет названия: праздничный (торжественный), полиелейный, воскресный, будничный и малый (постный). Существуют четыре вида канонического звона: благовест, перебор, перезвон и трезвон. Благовест (т.е. несущий радостную, благую весть) – мерные удары в один из больших колоколов, служащий обычно призывом к богослужению.
Перезвон – удары во все колокола поочередно, начиная с самого большого. Этот звон производят перед водосвятными молебнами, перед литургией в храмовые и другие праздники. Собственно звоном считается удары в два или более колоколов одновременно.
Трезвон – удары в несколько или во все колокола в три приема (три звона) при начале богослужения, после благовеста и т.п.
Перебор является погребальным звоном, выражает грусть, скорбь об усопшем и символизирует жизненный путь человека от рождения до смерти. Перебор осуществляется медленными одиночными ударами в каждый колокол от самого малого до самого большого, после чего следует аккорд во все или максимально возможное количество колоколов, означающий обрыв жизни. Такой перебор может осуществляться многократно.
12 ударов в самый большой колокол с колокольни кафедрального собора производится при кончине епископа. В приходском (городском, сельском) храме в такой же колокол звонят при кончине настоятеля, священника.
Кроме церковного звона, существует звон набатный, осуществляемый во время пожара, а также мерный звон с промежутками между ударами с целью указания пути заблудившимся во время вьюг и буранов.
Помимо церковных, бывают колокола (некоторые существуют и сейчас): часовые, маячные, корабельные, станционные и другие.
Звонари издавна пользовались уважением у прихожан; некоторые из них – виртуозы своего дела, о них складывали легенды, некоторые из них стали достоянием истории.
Некоторые колокола подбирались под музыкальный звукоряд, что давало возможность исполнять на них различные мелодии.
Самыми музыкальными колоколами в России считаются ростовские (г.Ростов Великий Ярославской области). Многие кинофильмы снимались с использованием звона этих колоколов. Ростовские звоны мелодичны, красивы по звучанию. К наиболее старинным звонам относятся: «ионийский», «акимовский», «георгиевский» (он же «егорьевский»), «будничный». Авторы этих звонов неизвестны. Звон «ионофановский» создан Аристархом Израилевым.
Более поздними звонами являются «красный» и «калязинский». Последний сочинил В.Г Хмельницкий. Вячеслав Герасимович Хмельницкий звонил с юных лет, знал в совершенстве все ростовские звоны, сам сочинял их, руководил коллективом звонарей. Полвека своей жизни посвятил он колокольному звону. За исполнение «красного» звона во время приезда императора Николая II в Ростов был награжден большой золотой медалью. Умер В.Г. Хмельницкий в преклонном возрасте, совершенно глухим. В 1966 г. Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила массовым тиражом пластинку «Ростовские звоны». Позднее появились пластинки «Пасхальные звоны», «Колокольные звоны Москвы».
С 1975 г. в СССР, а затем в России стали проходить научно-практические конференции, посвященные колокольным звонам, истории колоколов. Такие конференции состоялись в Москве, Архангельске, Ярославле, Санкт-Петербурге, Саратове, Ростове Великом…. При Московском Колокольном Центре организованы 3-месячные курсы по подготовке звонарей.
Колокольный звон стал составной частью церковной, христианской жизни, но и органично вошел в повседневную светскую жизнь. Русские композиторы: М.Глинка, М.Мусоргский, А.Скрябин, Г.Свиридов, П.Чайковский и другие использовали его в своих бессмертных произведениях.
Тверские колокола
О тверских колоколах, относящихся к глубокой древности, известно крайне мало. Представим немногие сохранившиеся о них сведения.
15 августа 1327 г. колокольный звон возвестил жителям Твери о начале восстания против татаро-монгольских завоевателей. Это было стихийным выступлением тверитян в ответ на грабежи и насилие поработителей. После ожесточенной борьбы восставшие уничтожили отряд татар во главе с баскаком Чолханом (Щелканом). В ответ на это карательная экспедиция татар жестоко подавила восстание тверитян, разорила Тверское княжество.
В 1339 г. Московский князь Иван Калита совершил акт, который привел к ущемлению суверенитета своего некогда могущественного, а теперь ослабевшего соперника. Он приказал снять вечевой колокол с тверского собора святого Спаса и отправить его в Москву, тем самым, повергнув в неописуемую скорбь всех тверитян.
Известный писатель Дмитрий Балашов в своей книге «Бремя власти» посвятил Тверскому вечевому колоколу целый раздел. Вот выдержки из этой книги: «…И остался Тверской великий колокол единственным на Руси, паче всех других колоколов. Чудом уцелел он во время Шевкаловой рати. Не сорвался, не огорел, не потерял звона своего. И был тот колокол гласом и сердцем великого града Твери… Набатно гудел он в болезни ли, пожары или иную какую беду возвещал, и, по звону тяжко беспокойному, знали тогда тверичи, что во граде беда. И уж совсем сурово всполошно кричал он, созывая граждан своих на помочь во дни беды. Так было в пору Шевкалова разорения, так было при появлении татарских, московских ли ратей и, печально тоскуя, с тяжкой медной болью провожал колокол в последний земной путь погибших князей своих: Михайлу Ярославича, Дмитрия Грозные Очи, Александра Михалыча, Федора Александровича – пусть будет им пухом земля!
Слагались о колоколе том легенды и сказания, творились приметы и обычаи горожан. Целая изустная повесть…. Как сама Богоматерь прикрыла его корзном своим от огня и отвела глаза татарам ищущим, погубить колокол…. Да и что много глаголить о том! Знающий Русь знает, что есть или вернее сказать, чем был колокол на Святой на Великой Руси! И потому снять колокол и увезти было то же, что вырвать городу сердце».
В 1403 году, в правление князя Ивана Михайловича, был отлит колокол – благовестник для собора святого Спаса, о котором сказано в летописи: «Того же лета слитъ бысть колоколъ святому Спасу благовестникъ княземъ Иваномъ Михайловичемъ и бысть гласъ его красенъ».
Колокольня кафедрального Спасо-Преображенского собора – главного храма тверской земли, насчитывала в середине 19 века 13 колоколов. Укажем некоторые из них. На самом древнем колоколе весьма скромных размеров и веса имелась надпись, говорящая, что он отлит при царе и великом князе Иване в Твери. Второй по древности колокол собора был отлит в 1829 г. при царе Михаиле Федоровиче; третий – в 1666 г. при царе Алексее Михайловиче.
На колокольне Спасской церкви села Сутоки (ныне Рамешковский район Тверской области) имелся колокол с надписью на старославянском языке: «Лета …года приложил сей колокол в церковь всемилостивого Спаса в Кашинский уезд в Середецкий стан, что на речке Суточке, стольник Иов Иванов сын Поярков по своим родителям в вечный поминок».
В храме села Тутань Тверского уезда имелся колокол с надписью: «Слит колокол сей 1575? года февраля повелением царя Семиона Бекк Булатовича к Преображению Спасову, а мастер Павлов сын Иванко».
В г.Красном Холме в церкви Покрова Пресвятой Богородицы имелся колокол: «Построен 1695 г. Николаевского Антониева монастыря при архимандрите Иоасафе да при строителе Соловецком Игнатии на казенные сборные деньги».
На колоколе собора г.Старицы имелось две надписи. Первая, отлитая, гласит: «Лета 7183 (1675 г.) августа 30 по указу Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца слит сей колокол в Московском уезде в его Государево село к церкви Пречистыя Богородицы Цареградские. Весу в нем 150 пуд.». Ниже этой надписи имелась другая, вырезанная от руки: «Лето от сотворении 7187 году (1679) месяца генваря дня 15 от Рождества по плоти Бога Слова 1679 Великий Государь Царь и Великий Князь Федор Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец пожаловал в город Старицу к соборной церкви великого чудотворца Николая велея сей колокол обменить на старый разбитый колокол тщанием и радением стольника и полковника Василья Григорьевича Бараньчеева».
В Ниловой пустыни Осташковского уезда (монастырь на острове Столбный, что на озере Селигер) имелось несколько древних колоколов. Вот надпись на одном из них: «174 (1666 г.) года генваря в 20 день Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец, пожаловал сей колокол по своему государеву обету в пустыню чудотворца Нила в Столобенский монастырь, а весом 41 пуд».
Истории известны случаи ходатайства священников к самому царю с просьбой о пожаловании колоколов вверенной им церкви. Примером тому является обращение настоятеля церкви Рождества Христова г. Кашина Назария с подобной, челобитной, датированное первой половиной 17 века: «Царю Государю и Великому князю Михаилу Федоровичу всея Руси бьет челом г. Кашина с посаду церкви Рождества Христова твой царский богомолец поп Назарьище…»
Далее проситель пишет, что после разорения г.Кашина литовцами, от чего пострадали и церкви, губной староста Степан Якимцев отобрал у храма два колокола. Поп Назарий, скорбя об утрате, так заканчивал свою челобитную: «Ныне, Государь, у Рождества Христова звону нет, звонить не вошто, стоит без звону. Милосердный Государь Царь и Великий Князь Михаил Федорович всея Руссии, пожалуй меня своего царского богомольца, вели Государь к той церкви дать колокола, чтоб твое царское богомолье без звону не было и не запустело. Царь, смилуйся и помилуй».
Царь внял просьбе и повелел издать указ: «Лета 7144 (1636) февраля в день по Государеву Цареву и Великого Князя Михаила Федоровича всеа Русии указу… Государь пожаловал… в Кашин на посад к Рождеству Христову попу Назарию два колокола в восьм пуд велел дать».
Помимо перечисленных, на тверской земле насчитывался не один десяток древних колоколов. Следует отметить, что на многих из них имелись изображения Спасителя, Богоматери, святых; различные украшения.
Зарубежные (полонные) колокола
Нередко в России среди старых колоколов можно было встретить колокола с надписями на латинском и других иностранных языках. Появились они у нас разными путями: одни были куплены в Западной Европе, другие отлиты там же по заказу, третьи попали в страну в качестве добычи – так называемые полонные колокола. В ряде случаев появление таких колоколов в России до сих пор остается загадкой. Укажем на некоторые из них, которые находились на тверской земле.
На колокольне села Молдина Вышневолоцкого уезда имелись два колокола с латинскими надписями. Один из них треснул и пошел на переплавку. Надпись на оставшемся колоколе гласила: «Gloria in Exelsis Deo Ft in terra Pax laudamus te Fusa Vilae anno Dni 1654».
В этой местности бытовало предание о том, что владелец с.Молдин, некто Пыжев, участвовал в захвате г. Вильно и с царского соизволения увез колокола как трофей на свою родину.
На колокольне Корсунской церкви г.Кашина имелся колокол с надписью: «Peeter van den Chein Heftmi ghegoten MDLXXXXIII».
Колокол Старицкого Успенского монастыря имел аналогичную надпись: «Peeter Van Cheun Heftmi ghegoten MDLXXXIII». В переводе это звучит так: Петр ван Шейн меня отлил 1583 г.
Как видим, оба вышеупомянутых колокола отлиты одним и тем же мастером и находились они в храмах, разделенных расстоянием чуть более 200 км.
Надпись на колокольне Иоанна-Богословской церкви г.Бежецка гласила: «Ad Laudem Dei Omni Vosensis… johannes anno 1541». (Точки означают пропущенное слово.)
Колокол с латинской надписью, относящийся к 17 веку имелся и на колокольне Вознесенской церкви села Кимры Корчевского уезда (ныне г.Кимры - центр одноименного района Тверской области), но речь о нем пойдет ниже.
Примером изготовления заказного колокола для России за рубежом служит колокол Успенского собора г.Ржева. Надпись на нем, выполненная славянской вязью, говорила сама за себя: «1730 году сентября в 30 день сей колокол слит в Стокголме в Российский город Ржеву Володимерову к соборной церкви Успения Богоматери благословением духовного чина и тщанием господина воеводы Вельяминова Зернова и протчих господ и купечества. Выписан чрез Моисея Зетилова». На одной стороне колокола отлит медальон с изображением лучистого сияния и двумя ангелами с лицами, обращенными в сторону от медальона. У каждого во рту по длинной трубе, которые они поддерживают с помощью одной руки, в другой руке у ангелов венки из лавровых и пальмовых ветвей. На медальоне еврейскими буквами отлито слово IEHOWA.